Несколько лет назад Международная организация труда (МОТ) объявила 28 апреля Всемирным днем охраны труда. Эта инициатива связана со стремлением привлечь внимание работающих людей к вопросам их собственного здоровья и жизни. МОТ считает, что нельзя говорить о профессиональных рисках как части работы, так сказать, её неизбежном зле. Их можно и нужно не просто избегать, но и предотвращать при помощи современных технологий. Помимо прочего, плохие условия труда отзываются на работе любого предприятия: усиливается текучесть кадров, снижается производительность и качество продукции.
В России государственный контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти (в пределах своих полномочий).
Федеральная инспекция труда контролирует выполнение законодательства, всех норм и правил по охране труда. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый органами Министерства здравоохранения Российской Федерации, проверяет выполнение предприятиями санитарно-гигиенических и санитарно - противоэпидемических норм и правил. Государственный энергетический надзор при Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации контролирует правильность устройства и эксплуатации электроустановок. Государственный пожарный надзор контролирует выполнение требований пожарной безопасности при проектировании и эксплуатации зданий и помещений.
Другими надзирающими органами являются: федеральный горный и промышленный надзор, федеральный надзор Российской Федерации по ядерной и радиационной безопасности, государственная инспекция безопасности дорожного движения, органы юстиции и т. д.
Государственные нормативные требования охраны труда устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Кроме обязанностей, каждый работник имеет права и гарантии права на безопасные и здоровые условия труда, которые сформулированы в российском законодательстве.
Объективности ради, полезно сравнить положение дел в области охраны труда в России и за рубежом. При этом, нельзя не отметить огромную роль профсоюзов в США и Западной Европе. Эти организации берут на себя функции защиты трудящихся, отстаивают их интересы, ведут контроль личной безопасности сотрудников. Несмотря на то, что после спада мировой экономики в конце 90-х, когда в развитых странах резко увеличилась безработица, органы по труду и социальной защиты не снижают своей активности. Стоит хотя бы вспомнить недавние акции профсоюзов во Франции и Италии.
Для России зарубежный опыт очень интересен во многих аспектах. Внедряя западные системы охраны труда, отечественные предприниматели демонстрируют западным партнёрам готовность работать по международным нормам. Дальше начинается цепная реакция – доверие порождает доверие, и оно распространяется на российскую продукцию.
Самое главное заключается в том, что никакая система безопасности не будет работать, если каждый человек не захочет соблюдать её требования. Фундаментальность российского законодательства должна сочетаться с мобильностью западного, с вниманием к каждому работнику независимо от его положения в «социальной иерархии» - только это приведёт к улучшению условий труда и, в свою очередь, к успеху бизнеса.